Более чем десятикратное увеличение курса биткоина только в 2017г. вызвало рост интереса к криптовалюте во всем мире. Миллионы пользователей хранили ее в блокчейн кошельках. В понимании людей, далеких от IT, термины «биткоин» и «блокчейн» оказались накрепко связаны. Между тем, блокчейн – это основа, технология, на базе которой создается любая криптовалюта.
Область ее использования – не только виртуальные деньги, а многие отрасли человеческой деятельности, которые нуждаются в распределенной, прозрачной, надежно защищенной от взломов базе данных. Построение цепочки блоков, содержащих доступную всем участникам процесса и не подлежащую изменению информацию, способно произвести серьезные изменения в управлении грузовыми потоками. Применение блокчейна в логистике может произвести прорыв в данной индустрии.
- Революция в логистике в XX веке: изобретение контейнерной перевозки
- Применение технологии блокчейн для управления перевозками в XXI веке
- Скорость и цена перевозки, сертификация товаров
- Блокчейн как протокол
- Использование блокчейн: готов ли к нему рынок грузоперевозок
- Опыт первых проектов с блокчейн
- Стартапы в логистике: ориентировка на блокчейн
Революция в логистике в XX веке: изобретение контейнерной перевозки
Привычные сегодня контейнеры для перевозки грузов начали применяться в США менее ста лет назад после второй мировой войны. Сначала это была просто удобная тара, не более того. В пятидесятых годах прошлого столетия были изобретены интермодальные контейнеры, а в 1956 году произошла первая перевозка с их использованием. Позже эту дату назовут революцией в сфере логистики.
Важно! Интермодальная перевозка – это доставка груза в стандартном контейнере различными видами транспорта с перегрузкой с одного на другой без присутствия владельца или его представителя по единому документу.
Таким образом стандартный контейнер создал протокол, определенные правила взаимодействия различных перевозчиков. В 1968 году разработаны первые стандарты ISO, регламентирующие размеры и грузоподъемность многооборотной тары. В дальнейшем появились стандартные контейнеры-холодильники, цистерны, емкости для сыпучих грузов, тара с особыми требованиями к вентиляции.
В 1972 году были разработаны единые правила безопасности и принята Конвенция по безопасным контейнерам. Доставка грузов стала намного эффективнее. Упростился процесс контроля со стороны отправителя, ведь отслеживать контейнер, снабженный специальным кодом или номером легче, чем груз в индивидуальной таре.
Применение технологии блокчейн для управления перевозками в XXI веке
Блокчейн – это система, идеально подходящая для упорядочения документооборота в грузоперевозках. До начала отгрузки всеми участниками одобряется смарт-контракт. Это компьютерный алгоритм, который способен на каждом этапе исполнения сделки между отправителем, перевозчиком и получателем проследить соблюдение ее условий. Если сделка сложная, смарт-контрактов может быть несколько.
Важно! Все действия на любом этапе записываются в блокчейн и становятся доступными для всех участников. Информацию о них удалить невозможно, потому что она хранится на каждом компьютере, задействованном в цепочке.
За считанные минуты можно проследить путь груза и определить, какая информация, кем и когда вносилась в цепочку данных. Если условия сделки нарушены, смарт-контракт включает заложенный в нем алгоритм урегулирования. Средства, предназначенные к выплате продавцу, блокируются в блокчейне. При успешном завершении сделки оплата переводится в оговоренное контрактом время. За счет упорядочения документооборота можно решить актуальные на сегодняшний день проблемы:
- существенно сократить персонал, занимающийся оформлением документов;
- быстро находить звено, в котором была допущена ошибка;
- избавиться от издержек из-за потери, хищения либо подделки документов;
- сократить число судебных разбирательств между участниками сделки на перевозку груза, а также время, затрачиваемое судом на изучение многочисленных документов.
На сегодняшний день наибольшие перспективы применение технологии блокчейн имеются именно для оптимизации документооборота, переводу его в электронный вид, фиксированию в блоках единой цепи. Это немало, по данным вице-президента IBM Рамеша Гопината при стоимости транспортировки контейнера с фруктами из Кении в Нидерланды в $2000, 300 из них расходуется на документооборот.
Скорость и цена перевозки, сертификация товаров
Внедрение технологии блокчейн, помимо оформления документов, сможет положительно повлиять и на другие важнейшие стороны грузоперевозок:
- Проблема холостых пробегов из-за перекосов в балансе импорта и экспорта в регионах. Это приводит к повышению перевозчиками цены в два раза.
- Проблема информационных барьеров из-за фрагментации рынка, отсутствия понятных алгоритмов для расчета платежей. Это вынуждает владельца груза тратить время и средства на сбор сведений о ценах у различных перевозчиков.
- Проблема отсутствия данных о пустых контейнерах.
Применение смарт-контрактов и технологии блокчейн способствует прозрачности рынка грузоперевозок. Разработанная по заказу одного контрагента платформа может стать доступной многим и определять стандарты качества услуг для всех игроков рынка. За счет открытого взаимодействия всех участников цепочек и сокращения затрат времени и труда снизятся цены на перевозки. Создание единого информационного пространства откроет для владельцев грузов новые возможности.
Следующим шагом в применении прогрессивной технологии может стать отслеживание товаров в процессе перевозки и проверка соответствия их существующим требованиям. Если каждый товар промаркировать QR-кодом в момент его производства, а этот код и все данные о товаре внести в блокчейн, тогда доступен контроль за всем, что происходит с товаром, в том числе и во время перевозки. Торговым сетям и покупателям можно будет легко узнать, где был произведен товар, из чего он изготовлен, каким транспортом и в каких условиях перевозился и другие данные.
Блокчейн как протокол
Протокол – это определенный набор правил и последовательных действий, на основании которых передаются данные. Для осуществления главной цели – доставки груза потребителю, с помощью блокчейна, нужны усилия компаний, которые уже имеют опыт в грузоперевозках.
Blockchain в логистике может систематизировать процесс управления перевозками, создать цепочку блоков, регистрирующих информацию на каждом этапе, в распределенной на компьютерах всех участников базе данных.
С целью объединения ведущих компаний в области грузовых перевозок, разработки технологии и стандартов блокчейн, создан альянс Blockchain in Transport Alliance (BiTA). Его цель:
- Возглавить создание и внедрение единых требований, на основании которых участники смогут создавать свои приложения.
- Создать платформу для диалога компетентных и заинтересованных сторон по вопросам применения блокчейн в логистике.
- Продвигать блокчейн технологии в сфере грузоперевозок.
Альянс уже объединяет десятки компаний, включая крупнейшие, которые заинтересованы в том, чтобы попробовать внедрить новое инновационное направление. Однако, как показывают опросы, большинство участников рынка грузоперевозок не знают о технологии, либо пока не рассматривают использование блокчейн в своей деятельности.
Использование блокчейн: готов ли к нему рынок грузоперевозок
Внедрение новых технологий, тем более сулящих очень серьезные изменения, всегда происходит с определенными трудностями. Выработка общих стандартов – вопрос времени. На сегодняшний день, компании, которая решится работать по-новому, придется выполнить все этапы:
- разработать стандарты;
- создать блокчейн;
- создать все приложения и интерфейсы.
Это не только трудоемко, но и очень дорого. Технология оправдывала бы себя, если бы разработка общей платформы велась на инвестированные многими компаниями средства. Чем больше количество участников, тем выше выгода каждого.
Еще одна трудность на пути внедрения блокчейн – недостаточная осведомленность. Логистические компании попросту не знают о технологии и ее преимуществах. Только 1% перевозчиков попробовал внедрить blockchain logistics, и 35% изучают его возможности. Оставшиеся 64% пока не проявили интереса.
Можно упомянуть о нехватке специалистов по созданию блокчейна и смарт-контрактов, но этот вопрос решается проще других. Многие престижные высшие учебные заведения уже ввели в свои программы соответствующие курсы.
Опыт первых проектов с блокчейн
Серьезные возможности, которые предоставляет новая технология, все-таки привлекают внимание крупнейших мировых компаний. Начало экспериментам по ее применению было положено в 2016 году. Компания Wells Fargo и Банк Содружества Австралии первый раз применили блокчейн и смарт-контракты при перевозке большого объема хлопка из США в Китай.
Оба участника эксперимента – члены консорциума, созданного финансово-технологической исследовательской компанией R3, специализирующейся на применении блокчейн в финансовой сфере.
В этот же период крупнейшая сеть американских супермаркетов Walmart начала взаимодействовать с один из крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения компанией IBM в целях цифрового отслеживания поставок китайской свинины. После получения хороших результатов руководство сети решило контролировать доставку других продуктов с применением блокчейн. Walmar запатентовала «умные посылки», использующие технологию для транспортировки скоропортящихся продуктов. В цепочку данных вносятся сведения о содержимом продуктов, температуре и влажности внешней среды, измеряемых специальными устройствами.
Первого февраля 2018 года компания Газпром нефть реализовала пилотный проект в ходе доставки запорной аппаратуры на очень логистически сложном участке. Реализация производилась в несколько этапов:
- На запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS).
- Во время отправки с предприятия-изготовителя был сформирован электронный документ, содержащий все сведения о поставке.
- GPS-датчик отражал продвижение груза на базу в г. Мурманске. Фиксировалось все: скорость, количество и места остановок, их продолжительность.
- Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом и внесены в блокчейн, где для каждой операции с грузом формировался новый блок.
Результаты пилотного проекта одобрены руководством компании, принято решение продолжать внедрение блокчейн технологии.
Стартапы в логистике: ориентировка на блокчейн
В 2017г. компания IBM и мировой лидер в сфере контейнерных перевозок Maersk протестировали технологию блокчейн при транспортировке партии французской электроники из Роттердама в Ньюарк. Все этапы прохождения груза от завода в Лионе до порта Роттердам, далее через океан получателю, включая оформление на таможенных пунктах, заносились в блокчейн. Результаты эксперимента настолько впечатлили руководство Maersk, что в 2018 году. она совместно с IBM объявила о создании нового предприятия. Задачей его будет разработка блокчейн платформы, которая может быть использована во всей мировой логистике.
Еще один стартап, успешно занимающийся внедрением блокчейн технологии – ShipChain. К этому проекту уже присоединились многие известные специалисты. Платформа ShipChain внедряет смарт-контракты на базе Ethereum. Новые технологии позволяют отказаться от услуг брокеров, которые достаточно дороги. Создаваемая платформа выступает в качестве единого цифрового грузового и таможенного брокера для всех перевозчиков.
Компания Filament занимается разработками для интернета вещей с 2012 года. Этот стартап привлекает средства инвесторов, среди которых Intel Capital, Samsung, NEXT и другие крупные компании. Недавно Filament разработал устройство, названное Blocklet чип. Он позволяет передавать данные с любого датчика непосредственно в блокчейн. Прикрепленный к грузовому контейнеру, он сможет информировать отправителя и всех участников сделки о своем местонахождении, температуре, влажности, любых других условиях, интересующих заказчика. В будущем этот чип сможет выполнять еще множество функций, например, оплачивать таможенные сборы.
Какими темпами будут развиваться блокчейн технологии, пока неизвестно. Понятно одно: обойти вниманием такие уникальные возможности, которые они предоставляют в области логистики, не сможет ни одна компания. Иначе она просто не выдержит конкуренции на рынке грузовых перевозок.